Календарно-тематическое планирование
по общей  биологии в 11 классе
по 11-летней программе
(стандартный и академический уровень)


уровень стандарта; 52 часа (48 часов+4 часа резервных)
1,5 часа в неделю

Дата

Тема урока

Лабораторные и Практические работы

 Раздел III  Организменный уровень организации живой природы (продолжение).
Тема 4. Размножение организмов(3 часа.)

1.

1.

 

Бесполое и вегетативное размножение организмов.

 

2.

2.

 

Половое размножение организмов. Строение и образование половых клеток.

Л.р. № 1. Строение половых клеток

3.

3.

 

Урок-экскурсия №1: «Способы размножения растений (теплица, оранжерея, ботанический сад и т.д.)».

 

Тема 5. Индивидуальное развитие организмов (6 часов).

4.

1.

 

Оплодотворение

 

5.

2.

 

Периоды онтогенеза у многоклеточных организмов: эмбриогенез.

Л.р. № 4. Эмбриогенез хордовых.

6.

3.

 

Периоды онтогенеза у многоклеточных организмов: постэмбриональное развитие. Жизненный цикл у растений и животных.

 

7.

4.

 

Влияние генотипа и факторов внешней среды на развитие организма. Урок–экскурсия № 3: «Методы разведения птиц: инкубация, развития цыплят (птицефабрика)».

 

8.

5.

 

Диагностика нарушения развития человека и их коррекция.

 

9.

6.

 

Эмбриотехнология. Клонирование.
ТО № 1

 

Тема 6. Закономерности наследственности(7 часов)

10.

1.

 

Основные понятия генетики. Методы генетических исследований.

 

11.

2.

 

Законы Г.Менделя, их статистический характер и цитологические основы.

Пр.р. № 1. Решение типовых задач по генетике на моногибридное скрещивание.

12.

3.

 

Законы Г.Менделя

Пр.р. № 2. Решение типовых задач по генетике на дигибридное скрещивание.

13.

4.

 

Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности Моргана.

 

14.

5.

 

Наследование, сцепленное с полом

 

15.

6.

 

Взаимодействие генов.

 

16.

7.

 

Контрольная работа № 1
по теме «Решение задач по генетике» ТО № 2

 

Тема 7. Закономерности изменчивости. (4 часа).

17.

1.

 

Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость.

 

18.

2.

 

Виды мутаций. Мутагены.

Л.р. № 2. Наблюдение нормальных и мутантных форм дрозофил, их сравнение.

19.

3.

 

Модификационная изменчивость

 

20.

4.

 

Изучение изменчивости у растений.

Л.р. № 3. Построение вариационного ряда и вариационной
кривой.

 Тема 8. Генотип как целостная система(6 часов)

21.

1.

 

Основные закономерности функционирования генов у прокариот и эукариот.

 

22.

2.

 

Генетика человека. Роль генотипа и среды в формировании фенотипа.

 

23.

3.

 

Химерные и трансгенные организмы.

 

24.

4.

 

Генетические основы селекции организмов.

 

25.

5.

 

Основные направления современной биотехнологии.

 

26.

6.

 

Урок - экскурсия  № 2: « Внедрение новых сортов растений и пород животных в хозяйствах (селекционная станция, племенная ферма)».  ТО № 3

 

 Раздел IV. Надорганизменный  уровень  организации живой природы (22 часа).
Тема 1. Популяция. Экосистема. Биосфера.(10 часов)

27.

1.

 

Популяция. Характеристика популяций. Половая и возрастная структура популяции. Факторы, влияющие на численность популяции. Экологические факторы.

 

28.

2.

 

Понятие об окружающей среде, пути приспособлений к ней организмов.

 

29.

3.

 

Биологические адаптивные ритмы организмов.

 

30.

4.

 

Сообщества и экосистемы. Состав и структура сообществ. Взаимодействие организмов в экосистемах.

Пр.р. № 3. Решение задач по экологии.

31.

5

 

Разнообразие экосистем. Развитие и смена экосистем.

 

32.

6.

 

Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Продуктивность экосистем.

 

33.

7.

 

Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

 

34.

8.

 

Влияние деятельности человека на состояние биосферы. Современный экологический кризис. Возможные пути преодоления экологического кризиса. Альтернативные источники энергии, сохранение биологического разнообразия.

 

35.

9.

 

Охрана биосферы. Природоохранное законодательство Украины. Международное соглашение в деле охраны природы.

 

36.

10

 

Контрольная работа № 2.По теме «Популяция. Экосистема. Биосфера. Решение задач по экологии». ТО № 4.

 

 Раздел V. Историческое развитие органического мира.
Тема 1. Основы эволюционного учения. (7 часов)

37.

1.

 

Формирование эволюционных взглядов.

 

38.

2.

 

Основные положения синтетической гипотезы эволюции.

 

39.

3.

 

Естественный отбор.

Пр.р. № 4. Сравнение естественного и искусственного отбора.

40.

4.

 

Вид, видообразование. Урок–экскурсия № 4: «Разнообразие видов в природе. (Краеведческий музей)».

 

41.

5.

 

Микроэволюция. Адаптации как результат эволюционного процесса.

 

42.

6.

 

Макроэволюционный процесс.

 

43.

7.

 

Современные представления о факторах эволюции. ТО № 5

 

Тема 2. Историческое развитие и разнообразие органического мира. (4 часа)

44.

1.

 

Система органического мира как отображение его исторического развития. Гипотезы возникновения жизни на Земле.

 

45.

2.

 

Эволюция одноклеточных и многоклеточных организмов. Формирование наземных экосистем.

 

46.

3.

 

Периодизация эволюционных явлений. Появление основных групп организмов на Земле и формирование экосистем.

 

47

4

 

Урок — экскурсия № 5. «История развития жизни на Земле. (Краеведческий музей)». ТО № 6

 

 Обобщение курса (1ч)

48

1.

 

Основные свойства живых систем. Возможности и перспективы применения достижений биологии в обеспечении существования человечества.

 

Всего часов -  52 часа (48 часов+4 часа резервных) Практических работ - 4, Лабораторных работ  -  4, Контрольных работ  -  2 , Экскурсий  -  5 , Тематических оценок  -  6

 

Календарно-тематическое планирование по общей  биологии в 11 классе
по 11-летней программе
(стандартный и академический уровень)

академический уровень; 52 часа (48 часов+4 часа резервных)–
1,5 часа в неделю

Дата

Тема урока

Лабораторные и Практические работы

 Раздел III  Организменный уровень организации живой природы (продолжение).
Тема 4. Размножение организмов(3 ч.)

1.

1.

 

Бесполое и вегетативное размножение организмов.

 

2.

2.

 

Половое размножение организмов. Строение и образование половых клеток.

Л.р. № 1. Строение половых клеток

3.

3.

 

Урок-экскурсия №1: «Способы размножения растений (теплица, оранжерея, ботанический сад и т.д.)».

 

Тема5. Индивидуальное развитие организмов (6 часов).

4.

1.

 

Оплодотворение

 

5.

2.

 

Периоды онтогенеза у многоклеточных организмов: эмбриогенез.

Л.р. № 4. Эмбриогенез хордовых.

6.

3.

 

Периоды онтогенеза у многоклеточных организмов: постэмбриональное развитие. Жизненный цикл у растений и животных.

 

7.

4.

 

Влияние генотипа и факторов внешней среды на развитие организма. Урок–экскурсия № 3: «Методы разведения птиц: инкубация, развития цыплят (птицефабрика)».

 

8.

5.

 

Диагностика нарушения развития человека и их коррекция.

 

9.

6.

 

Эмбриотехнология. Клонирование.
ТО № 1

 

Тема 6. Закономерности наследственности(6 часов)

10.

1.

 

Основные понятия генетики. Методы генетических исследований.

 

11.

2.

 

Законы Г.Менделя, их статистический характер и цитологические основы.

Пр.р. № 1. Решение типовых задач по генетике на моногибридное скрещивание.

12.

3.

 

Законы Г.Менделя

Пр.р. № 2. Решение типовых задач по генетике на дигибридное скрещивание.

13.

4.

 

Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности Моргана.

 

14.

5.

 

Наследование, сцепленное с полом.Внеядерная наследственность. Взаимодействие генов.

 

15.

7

 

Контрольная работа № 1
по теме «Решение задач по генетике» ТО №2

 

Тема7. Закономерности изменчивости. (4 часа).

16.

1.

 

Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Виды мутаций. Мутагены.

Л.р. № 2. Наблюдение нормальных и мутантных форм дрозофил, их сравнение.

17.

1.

 

Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Виды мутаций. Мутагены.

Л.р. № 2. Наблюдение нормальных и мутантных форм дрозофил, их сравнение.

18.

2.

 

Типы мутаций

Пр.р. № 3.Решения типовых задач на определения типа мутаций.

19.

3.

 

Модификационная изменчивость

 

20.

4.

 

Изучение изменчивости у растений.

Л.р. № 3. Построение вариационного ряда и вариационной
кривой.

Тема 8. Генотип как целостная система(6 часов)

21.

1.

 

Основные закономерности функционирования генов у прокариот и эукариот.

 

22.

2.

 

Генетика человека. Роль генотипа и среды в формировании фенотипа.

 

23.

3.

 

Химерные и трансгенные организмы.

 

24.

4.

 

Генетические основы селекции организмов.

 

25.

5.

 

Основные направления современной биотехнологии.

 

26.

6.

 

Урок - экскурсия  № 2: « Внедрение новых сортов растений и пород животных в хозяйствах (селекционная станция, племенная ферма)».  ТО 3.

 

Раздел IV. Надорганизменный  уровень  организации живой природы (22 часа).
Тема 1. Популяция. Экосистема. Биосфера.(10 часов)

27.

1.

 

Характеристика популяций. Половая и возрастная структура популяции. Факторы, влияющие на численность популяции. Экологические факторы.

 

28.

2.

 

Среда существования, приспособления организмов к среде существования. 

 

29.

3.

 

Биологические адаптивные ритмы организмов.

 

30.

4.

 

Состав и структура сообществ. Взаимодействие организмов в экосистемах.

Пр.р. № 4. Решение задач по экологии.

31.

5

 

Разнообразие экосистем. Развитие и смена экосистем.

 

32.

6.

 

Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Продуктивность экосистем.

 

33.

7.

 

Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

 

34.

8.

 

Влияние деятельности человека на состояние биосферы. Современный экологический кризис. Возможные пути преодоления экологического кризиса. Альтернативные источники энергии, сохранение биологического разнообразия.

 

35.

9.

 

Охрана биосферы. Природоохранное законодательство Украины. Международное соглашение в деле охраны природы.

 

36.

10

 

Контрольная работа № 2.По теме «Популяция. Экосистема. Биосфера. Решение задач по экологии». ТО № 4.

 

 Раздел V. Историческое развитие органического мира.
Тема 1. Основы эволюционного учения. (7 часов)

37.

1.

 

Формирование эволюционных взглядов.

 

38.

2.

 

Синтетическая гипотеза эволюции.

 

39.

3.

 

Естественный отбор.

Пр.р. № 5. Сравнение естественного и искусственного отбора.

40.

4.

 

Вид, видообразование. Урок–экскурсия № 4: «Разнообразие видов в природе. (Краеведческий музей)».

 

41.

5.

 

Микроэволюция. Адаптации как результат эволюционного процесса.

 

42.

6.

 

Макроэволюционный процесс.

 

43.

7.

 

Современные представления о факторах эволюции. ТО № 5

 

Тема 2. Историческое развитие и разнообразие органического мира. (4 часа)

44.

1.

 

Система органического мира как отображение его исторического развития. Гипотезы возникновения жизни на Земле.

 

45.

2.

 

Эволюция одноклеточных и многоклеточных организмов. Формирование наземных экосистем.

 

46.

3.

 

Периодизация эволюционных явлений. Появление основных групп организмов на Земле и формирование экосистем.

 

47

4

 

Урок — экскурсия № 5. «История развития жизни на Земле. (Краеведческий музей)». ТО № 6

 

 Обобщение курса (1ч)

48

1.

 

Основные свойства живых систем. Возможности и перспективы применения достижений биологии в обеспечении существования человечества.

 

Всего часов - 52 часа (48 часов + 4 часа резервных) Практических работ - 5; Лабораторных работ - 4; Контрольных работ - 2; Экскурсий - 5; Тематических оценок - 6; Уроков-экскурсий- 5


- вверх -